Закон о блогерах

© Автор статьи: юрист Константин Костюков

Недавние нашумевшие законодательные изменения коснулись блогеров.

Они введены Федеральным законом от 05.05.2014 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.» В СМИ это закон прозвали «законом о блогерах«.

Наше государство в последнее время всерьез взялось за контроль Интернет-пространства, потому что согласно известной фразе «Кто владеет информацией — тот владеет миром».

Сразу стоит оговориться, что не стоит сильно волноваться новым измерениям владельцам небольших интернет сайтов. У нас в Рунете их миллионы. И проследить за каждым просто не возможно. На это не хватит сил и ресурсов. Однако, известным блогерам стоит задуматься и стараться следовать букве закона.

Новые правила для блогеров вступили в силу с 1 августа 2014 года.

Блогер что это такое?

Блогер — это владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет» (ч. 1 ст. 10.2 ФЗ №97).

Из этого понятия видно, что законодатель относит блог к разновидности сайта. В этом есть логика. Поскольку некорректно искать различия «блога» с «сайтом», потому как это разноплановые понятия. Это примерно то же самое, что ставить на одну планку и искать различия между «яблоком» и «фруктом».

Не являются блогерами владельцы сайтов в сети «Интернет», которые зарегистрированы в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» в качестве сетевых изданий.

Этим положением (определением) законодатель выделил в отдельную группу пользователей Интернета — блогеров.

Как будет считаться количество посетителей блога?

По заявлению Александра Жарова (руководитель Роскомнадзора) своей методики подсчета посетителей пока нет. Поэтому Роскомнадзор будет пользоваться признанными отраслью публичными счетчиками — OpenStat, «Яндекс.Метрикой», рейтингом Mail.Ru, Liveinternet.

Права и обязанности блогеров

В законе о блогерах предусмотрены определенные права и обязанности. Большинство из них очевидны и продублированы из других законов РФ. Давайте их разберем.

Обязанности блогера:

1) не допускать использование сайта или страницы сайта в сети «Интернет» в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;

Комментарий: данные обязанности уже давно лежат на всех жителях РФ. За эти действия предусмотрена уголовная и административная ответственность. И для чего было специально прописывать это в законе о блогерах остается непонятным.

Например, ст. 205.2 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность для всех за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма.

2) проверять достоверность размещаемой общедоступной информации до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию;

Комментарий: проверка достоверности — это очень спорная обязанность. В современном компьютерном мире понятие достоверности очень размыто. На одно обсуждаемое событие может быть десяток точек зрения. И как определить какая из них является достоверной, а какая нет? Более того, часто официальные органы не владеют достоверной информацией о чем-либо.

3) не допускать распространение информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства;

Комментарий: снова не ясно для чего вменять эту обязанность именно блогеру, когда в гражданском законодательстве, которое распространяется на всех, имеется такое же точно положение. С таким же успехом данную обязанность можно установить и писателям.

Читаем п. 1 ст. 152.2 Гражданского кодекса РФ: не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.

4) соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах;

Комментарий: эти запреты и ограничения уже предусмотрены в законе. Для чего повторять, то что уже есть?

5) соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации;

Комментарий: аналогично как и обязанность №4.

6) соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.
Комментарий: в гражданском кодексе уже прописана такая обязанность для всех без ограничения. Об этом указано в ст. 152 Гражданского кодекса РФ — Защита чести, достоинства и деловой репутации.

Блогер также обязан разместить на своем сайте свои фамилию и инициалы, электронный адрес для направления ему юридически значимых сообщений.

Блогеру не допускается:

1) использование сайта или страницы сайта в сети «Интернет» в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения заведомо недостоверной информации под видом достоверных сообщений;

Комментарий: понятия «общественно значимые сведения» и «достоверность» — очень относительные и позволяют судебным органам их вольно трактовать. Если буквально толковать данный пункт, то блогер будет нести ответственность за то, что не написал в своем блоге про какие-то «общественно значимые сведения».

2) распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Комментарий: Читаем основной закон РФ, где в ст. 29 указано не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Теперь рассмотрим права блогера. Их не много. Всего четыре.

Права блогера:

1) свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым способом в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Комментарий: это право априори предоставлено каждому. Смотрим Конституцию РФ ч. 4 ст. 29: каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

2) излагать на своих сайте или странице сайта в сети «Интернет» свои личные суждения и оценки с указанием своего имени или псевдонима;

Комментарий: совершенно абсурдное право, которое высосано из пальца. Конституцией уже давно закреплено право свободно производить информацию (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ).

Более того, в п. 1 ст. 1265 Гражданского кодекса РФ закреплено право автора на имя. Под этим правом понимается использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно.

3) размещать или допускать размещение на своих сайте или странице сайта в сети «Интернет» текстов и (или) иных материалов других пользователей сети «Интернет», если размещение таких текстов и (или) иных материалов не противоречит законодательству Российской Федерации;

4) распространять на возмездной основе рекламу в соответствии с гражданским законодательством, Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе» на своих сайте или странице сайта в сети «Интернет«.

Процедура регистрации блогера

Законом о блогерах предусмотрена определенная процедура регистрации в реестре Роскомнадзора.

Если Роскомнадзор обнаруживает сайт с посещаемостью более 3000 человек в сутки, то он осуществляет следующие действия:

1. включает сайт в свой реестр.
2. определяет провайдера хостинга;
3. направляет провайдеру хостинга уведомление в электронном виде на русском и английском языках о необходимости предоставления данных, позволяющих идентифицировать блогера;
4. фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга.

После получения такого уведомления провайдер в течении 3 рабочих дней обязан предоставить данные, позволяющие идентифицировать блогера. После получения этих сведений Роскомнадзор направляет уведомление блогеру, о том, что он включен в реестр и требования законодательства Российской Федерации, применимых к данным сайту или странице сайта в сети «Интернет».

Чтобы блогеру исключиться из этого реестра, если посещаемость сайта упала ниже 3000 человек в день и это длится 3 месяца, ему необходимо написать соответствующее заявление в Роскомнадзор.

Если на протяжении 6 месяцев посещаемость сайта составляет менее 3000 человек в день, то Роскомнадзор может сам исключить блогерах из реестра.

Блогер — не журналист

Хотя среди прочих обязанностей на блогера возложена обязанность соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации, блогер журналистом не является и не приравнен к журналисту.
Закон о средствах массовой информации на блогера не распространяется, за исключением положений о порядке распространения массовой информации.

Ответственность за комментарии в блоге
Самое интересное, что блогер несет ответственность не только за свои посты (статьи), но и за всю размещенную информацию, в том числе комментарии. В этой связи блогерам, которые получают тысячи комментариев ежедневно будет практически не возможно соблюдать закон.

Организатор распространения информации

Законом о блогерах также вводится понятие «Организатор распространения информации». Это лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет». Иными словами — это организация, предоставляющая услуги хостинга.
На нее возложена обязанность хранить все данные (письменный, аудио, видео и визуальный контент) в течении 6 месяцев. И по запросу государственных органов передавать ее.

© Автор статьи: юрист Константин Костюков
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: