© Автор статьи: юрист Константин Костюков
Содержание:
Ответственность за продажу населению товаров, выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества регламентирована ст. 14.4 КоАП РФ. Перевозка, хранение, сбыт продукции (оказание услуг и работ), не отвечающих требованиям безопасности – ст. 238 УК РФ. С применением норм закона «О защите прав потребителей» (ЗЗПП) и Гражданского кодекса РФ.
Если потребителем в приобретённом товаре (услуге) выявлены недостатки, он вправе потребовать на безвозмездной основе их устранения, уменьшения стоимости, полного возмещения убытков, в том числе расходов, понесённых на исправление некачественной работы третьими лицами.
Для удовлетворения требований потребитель должен доказать, что событие имело место, а время его наступления соответствует правомерности претензии.
Когда доказывает потребитель (покупатель)
- гарантийный срок или срок годности неустановлен. При подтверждении наличия недостатков или дефектов до передачи товара потребителю;
- положенный гарантийный период истёк, но основания претензии выявлены до истечения двухлетнего срока (или пятилетнего по отношению к недвижимости);
- потребитель заявляет требование продавцу или поставщику о безвозмездном устранении нарушений при выявлении существенного недостатка.
Сроки годности и гарантийные периоды подробно отражены в ст. 19 ЗЗПП.
Когда доказывает исполнитель (продавец)
На продавца возлагается обязанность доказывания после передачи товаров (услуг) потребителю, если:
- дефекты возникли вследствие нарушений правил пользования (хранения, перевозки) покупателем;
- имело место негативное воздействие со стороны третьих лиц;
- непреодолимой силы.
Что такое некачественный товар
Законодательно (ст. 469 ГК РФ) установлено понятие качественного товара.
Противоречия данному определению можно юридически рассматривать как «некачественность», а именно:
- несоответствие договору купли-продажи;
- непригодность для целевого использования;
- товар имеет отличные от его описания признаки;
- несоблюдение требований по качеству товара, который передаётся продавцом покупателю, если таковые предусмотрены законом.
Таким образом, некачественный товар – это продукт, который потребитель не может использовать по тому назначению, для которого приобретал. Он не соответствует описанию и неспособен функционировать в определённых целях. Такой товар обладает любыми неоговорёнными (ст. 18 ЗЗПП) с продавцом недостатками.
Какие доказательства допускаются
Подтверждением некачественности товара могут служить выявленные дефекты:
- Явные. Они видны при осмотре, даже без начала эксплуатации товара.
- Скрытые. Проявляют себя только при пользовании, либо обнаруживаются в результате исследования.
Виды доказательств
- заключение эксперта, независимо от инициатора проведения экспертизы.
- согласие продавца (поставщика) заменить товар из-за некачественности, в письменном виде.
Что такое некачественная услуга или работа
Определение можно составить по следующим критериям:
- заказчик не получил от исполнителя тот результат, который был предусмотрен соглашением;
- исполнитель использовал в работе некачественные материалы или оборудование;
- в результате действий (бездействий) исполнителя заказчику был причинён вред здоровью или жизни.
Ненадлежащее оказание услуги выражается в нарушении оговорённых сроков исполнения, некачественной работы.
Чем можно доказать
- выборка пунктов нарушенных условий договора;
- письменные возражения в актах приёма, ответы на них;
- медицинские выписки, справки;
- заключение эксперта;
- показания свидетелей, специалиста;
- фото-видео фиксация;
- ссылки на нормы закона, установленные технологии и т.д.
Алгоритм действий
При отказе продавца или поставщика услуги выполнить законные требования потребителя (покупателя), ему следует придерживаться такого порядка:
- Обратиться ко второй стороне с претензией. Документ оформляется в двух экземплярах. Один получается оппонентом, второй возвращается с подписью ответственного лица и датой. Если продавец (поставщик) уклоняется от получения, претензия может быть отправлена заказным письмом с уведомлением.
- Дождаться результатов рассмотрения. Они оформляются письменно, содержат причины отказа в случае отрицательного характера.
- Если отказ не устроил ввиду неправомерности, покупатель вправе обратиться в Роспотребнадзор.
- Защищать свои интересы в суде. В исковом заявлении помимо основных требований можно указать ходатайство об истребовании с продавца компенсации морального вреда.
Доказывание в суде
При обращении в суд с исковым заявлением к исполнителю, потребитель должен представить доказательства:
- факт наличия правоотношений между заявителем и ответчиком (физическим или юридическим лицом);
- факт нарушений со стороны продавца или поставщика услуги в виде продажи некачественного товара, выполнения работы ненадлежащего качества;
- подтверждение обращения к ответчику с претензией, содержащей предостережение о последствиях, которые законодательно наступают при допущенных нарушениях;
- факт отказа поставщиком (продавцом) устранить выявленные недостатки, на которые он обязан отреагировать в соответствии с законодательством.
Судом выясняется:
- наличие или отсутствие гарантийного срока;
- причины проявления нарушений (недостатков), вследствие чего они возникли – вины продавца, потребителя, третьих лиц или непреодолимой силы;
- сроки;
- иные обстоятельства относительно правоотношений, нуждающиеся в судебной оценке.
В суд представляются:
- Документы, подтверждающие торговые взаимоотношения между сторонами (договоры, квитанции, чеки, акты, накладные и т.д.).
- Экспертное заключение о выявленных недостатках. Либо заключение специалиста. Может инициироваться судом по ходатайству одной из сторон. В качестве доказательства принимаются устные показания специалиста в процессе.
- Претензия с отметкой о вручении исполнителю (продавцу).
- Ответ на претензию.
- Документальное подтверждение причинённого морального вреда, если его компенсация отражена в исковом заявлении.
- Иные допустимые доказательства, подтверждающие законность иска и наличие основания обращения в инстанцию.
Заявители по такого рода делам от уплаты госпошлины освобождаются, если цена иска не превышает один миллион рублей. При удовлетворении судом требований, в пользу истца могут быть взысканы с ответчика все сопряжённые с доказыванием расходы.
© Автор статьи: юрист Константин Костюков