© Автор статьи: юрист Константин Костюков
Содержание:
Для чего это нужно? Обладая правом собственности на ИЖД (индивидуальный жилой дом, частный дом) вы сможете совершать любые сделки с ним. Например: продать, подарить, завещать, сдавать в аренду и т.п.
Также, если вам предоставлена земля в аренду, оформив дом, вы можете получить землю в собственность.
В нашей пошаговой инструкции вы узнаете как все сделать правильно, по порядку и без лишних заморочек.
Шаг 1. Заказываем технический план
Итак, строительство завершено и дом готов. Первым делом необходимо обмерить ваши владения. Этим занимаются специалисты – кадастровые инженеры. Как правило, они есть при каждом БТИ. Также в любом крупном городе вы найдете по справочникам и в интернете несколько десятков или сотен кадастровых инженеров. Какой устроит – к такому и обращайтесь. Здесь проблем нет.
Проверить кадастрового инженера можно на сайте Росреестра. Там ведется специальный реестр, из которого можно узнать:
- полные ФИО,
- телефон, почтовый адрес, адрес электронной почты,
- СНИЛС,
- номер и дату выдати квалификационного аттестата,
- номер в реестре,
- информацию о текущей кадастровой деятельности (где работает – в ООО либо ИП, ИНН (если ИП), наименование организации где работает, дата заключения трудового договора / Дата внесения в ЕГРИП сведений о приобретении статуса),
- информацию о членстве в саморегулируемых организациях (СРО),
- результаты профессиональной деятельности по годам в виде таблицы.
С кадастровым инженером нужно будет заключить договор на оказание услуг. В договоре подробно прописывается какие именно работы он будет производить и сколько это стоит, также права, обязанности и ответственность. Как обычно.
Многие кадастровые инженеры сами ставят на кадастровый учет объект недвижимости от вашего имени. На это они имеют право. Да и вам беготни меньше.
В результате своих работ кадастровый инженер выдает вам технический план на дом. Технический план делается в электронном виде и передается на компакт-диске или флешке. Также, если это предусмотрено в вашем договоре, технический план предоставляется в бумажном виде.
Шаг 2. Ставим дом на кадастровый учет
После того, как техплан на дом готов, все данные необходимо внести в кадастр недвижимости. Это очень важная процедура с правовой точки зрения. Потому что только после постановки на кадастровый учет ваш дом, как и любая другая недвижимость, будет являться «объектом гражданского права». Проще говоря – дом превратится из кучи собранных в определенном порядке между собой строительных материалов в объект недвижимости.
Вашему дому присвоится индивидуальный кадастровый номер.
Постановкой на кадастровый учет занимается Росреестр. Эта процедура бесплатная.
Срок постановки – 10 рабочих дней с момента подачи заявления в Росреестр.
Шаг 3. Регистрируем право собственности в Росреестре
После кадастрового учета нужно зарегистрировать право собственности на ИЖД.
Для этого необходимо обратиться в Росреестр.
Кстати, чтобы несколько раз не ходить в Росреестр вы можете одновременно подать сразу 2 заявления:
- о постановке на кадастровый учет,
- о регистрации права собственности.
Документы, которые потребуются для регистрации права собственности:
- Заявление (составляет сотрудник Росреестра),
- Паспорт,
- Правоустанавливающий документ на земельный участок (ЗУ), на котором расположен дом. Если ранее право собственности на ЗУ было зарегистрировано в Росреестре в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» — то этот документ не нужен. Земельный участок должен быть предназначен для индивидуального жилищного строительства, или расположен в границе населенного пункта и предназначен для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).
- Разрешение на строительство в случае, если объект является объектом незавершенного строительства,
- Квитанция (чек) об оплате госпошлины. В настоящее время госпошлина равна 350 руб.
Срок регистрации права собственности – 10 дней. После этого вы станете полноценным правообладателем своего дома.
В заключение отметим, что для упрощения пройти все процедуры и подать документы вы можете:
- через МФЦ (многофункциональный центр),
- по почте (отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в офис Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости),
- в электронном виде через портал Госуслуги или сайт Росреестра.
© Автор статьи: юрист Константин Костюков