© Автор статьи: юрист Константин Костюков
Сохранность почтовых отправлений контролируется законодательством (ст.ст. 16,20 ФЗ «О почтовой связи»). Услуги операторов почтовой связи должны соответствовать качеству, установленным стандартам.
Основания считать посылку повреждённой или утерянной:
- не поступила вовремя в место получения;
- нет сведений о её местонахождении.
Повреждённой считается такая посылка, в которой при наличии внешних дефектов, указывающих на её вскрытие, было полностью, или частично похищено или испорчено содержимое.
Ответственность операторов почтовой связи определяет статья 34 закона «О почтовой связи» за следующее:
- нарушение сроков поставки;
- утрату отправления;
- повреждение или порчу;
- частичную недостачу вложения.
При обращении за компенсацией, следует опираться на ст. ст. 19-20 данного закона, указывающие на права потребителя и ответственность поставщика.
Алгоритм действий при утере
- Проверить отправление и перемещение посылки самостоятельно. На официальном сайте Почты России указывается вся информация об объектах и этапах пересылки. Для этого нужно только ввести трек-номер, который присваивается каждому отправлению, и проставить его в графу: «отследить отправление». Номер можно найти на чеке, который выдаётся при приёме на пересылку. Если по каким-то причинам сведения об отправлении с имеющимся номером не прослеживаются, или не находят соответствие, следует обратиться в отделение почты.
- Составить претензию. Документ оформляется в двух экземплярах письменно, один вручается представителю почты под отметку в получении (дата, подпись), быть зарегистрирован. Сделать это можно как в отделении – отправителе, так и у оператора по месту доставления. Срок обращения не должен превышать шести месяцев со дня отправки. Вручить претензию можно лично, или по нотариально заверенной доверенности. В документе указываются следующие моменты:
- о заявителе (ФИО), паспортные данные;
- номер и вид отправления (посылка);
- дата и почтовое отделение – отправитель;
- дата и место отделения связи, куда должны быть доставлена посылка;
- объявленная ценность, стоимость и перечень содержимого;
- адрес отправителя и получателя;
- упаковка.
К претензии прилагаются копии имеющихся документов, подтверждающих соглашение с почтой об услугах связи (договор, квитанция, опись и т.д.), сведения о размере причинённого ущерба. Сроки рассмотрения претензии разнятся в зависимости от территориальности (ст. 37 закона № 176-ФЗ). Пять дней – на отправления в пределах одного населённого пункта, по другим направлением на поиск посылки и ответа – тридцать дней.
- Получить компенсацию. Если претензия удовлетворена в полном объёме, в отделении почтовой связи по месту её составления получается выплата компенсации за причинённый вред, связанный с утерей отправления. Судебная перспектива наметится, если:
- почтовый оператор отказал в компенсации;
- удовлетворил претензию частично;
- нарушил сроки направления мотивированного ответа.
- Подготовить иск, обратиться в суд. Заявление подаётся в инстанцию по месту жительства отправителя, либо по местонахождению почтового оператора. Вместе с требованием о возмещении материального ущерба заявитель вправе ходатайствовать о компенсации морального вреда. Если цена иска один миллион рублей не превышает, государственная пошлина не уплачивается.
Алгоритм действий при повреждении
- Вскрыть посылку в присутствии сотрудника почты, лучше, если это будет ещё до подписи о получении при подозрениях, вызванных нарушением упаковки. От вскрытия вообще можно отказаться, сделав об этом отметку на сопроводительном документе. Взвешивание посылки сотрудник почты делает обязательно, сравнивая соответствие заявленному весу.
- Составить акт на вскрытие. Если после вскрытия выяснилось, что содержимое повреждено, заменено или вообще отсутствует, сотрудник почты оформляет в четырёх экземплярах акт об этом. В нём ставят подписи руководитель, сотрудник и клиент. Один из экземпляров вместе с посылкой отдаётся адресату. Второй – руководителю отделения – отправителя, третий – остаётся в месте приёма, четвёртый – к остальным документам на посылку.
Акт является официальным основанием для взыскания компенсации материального ущерба и поведения внутренней проверки для установления причин возникновения происшедшего. Если содержимое в результате повреждения не пострадало, то она выдаётся адресату без составления акта.
Алгоритм действий по возмещению вреда, который был причинён в результате повреждения, аналогичен порядку при утере в п.2.
Приоритетное право на получение компенсации за вред, причинённый повреждением, есть у отправителя, но он вправе отказаться в пользу получателя, составив для этого заявление в отделении связи.
Размер выплаты
Если посылку найти не удалось, получатель вправе получить компенсацию в размере стоимости:
- услуг пересылки;
- почтового отправления, согласно указанной в квитанции стоимости содержимого.
Если вложение посылки имеет повреждения, то размер будет таким:
- по стоимости испорченного товара согласно описи;
- в соотношении процента испорченной части к общей стоимости – при отсутствии описи вложения.
При получении отправлений в отделении почты следует не терять бдительности, так как доказать, что содержимое утрачено, испорчено или заменено в ходе пересылки, если посылка уже получена и вскрыта за пределами заведения, будет практически невозможно. Проверить и убедиться, что всё доставлено, и сделано это в надлежащем виде рекомендуется сразу, и ещё до подписи о получении.
Важно! При отправлении посылки следует сохранять чек, делать его копию. Не пренебрегать объявлением ценности отправлений с описью вложения и страхованием.
© Автор статьи: юрист Константин Костюков