Что делать, если посылка утеряна или повреждена

© Автор статьи: юрист Константин Костюков

Сохранность почтовых отправлений контролируется законодательством (ст.ст. 16,20 ФЗ «О почтовой связи»). Услуги операторов почтовой связи должны соответствовать качеству, установленным стандартам.

Основания считать посылку повреждённой или утерянной:

  • не поступила вовремя в место получения;
  • нет сведений о её местонахождении.

Повреждённой считается такая посылка, в которой при наличии внешних дефектов, указывающих на её вскрытие, было полностью, или частично похищено или испорчено содержимое.

Ответственность операторов почтовой связи определяет статья 34 закона «О почтовой связи» за следующее:

  • нарушение сроков поставки;
  • утрату отправления;
  • повреждение или порчу;
  • частичную недостачу вложения.

При обращении за компенсацией, следует опираться на ст. ст. 19-20 данного закона, указывающие на права потребителя и ответственность поставщика.

Алгоритм действий при утере

  1. Проверить отправление и перемещение посылки самостоятельно. На официальном сайте Почты России указывается вся информация об объектах и этапах пересылки. Для этого нужно только ввести трек-номер, который присваивается каждому отправлению, и проставить его в графу: «отследить отправление». Номер можно найти на чеке, который выдаётся при приёме на пересылку. Если по каким-то причинам сведения об отправлении с имеющимся номером не прослеживаются, или не находят соответствие, следует обратиться в отделение почты.
  2. Составить претензию. Документ оформляется в двух экземплярах письменно, один вручается представителю почты под отметку в получении (дата, подпись), быть зарегистрирован. Сделать это можно как в отделении – отправителе, так и у оператора по месту доставления. Срок обращения не должен превышать шести месяцев со дня отправки. Вручить претензию можно лично, или по нотариально заверенной доверенности. В документе указываются следующие моменты:
  • о заявителе (ФИО), паспортные данные;
  • номер и вид отправления (посылка);
  • дата и почтовое отделение – отправитель;
  • дата и место отделения связи, куда должны быть доставлена посылка;
  • объявленная ценность, стоимость и перечень содержимого;
  • адрес отправителя и получателя;
  • упаковка.

К претензии прилагаются копии имеющихся документов, подтверждающих соглашение с почтой об услугах связи (договор, квитанция, опись и т.д.), сведения о размере причинённого ущерба. Сроки рассмотрения претензии разнятся в зависимости от территориальности (ст. 37 закона № 176-ФЗ). Пять дней – на отправления в пределах одного населённого пункта, по другим направлением на поиск посылки и ответа – тридцать дней.

  1. Получить компенсацию. Если претензия удовлетворена в полном объёме, в отделении почтовой связи по месту её составления получается выплата компенсации за причинённый вред, связанный с утерей отправления. Судебная перспектива наметится, если:
  • почтовый оператор отказал в компенсации;
  • удовлетворил претензию частично;
  • нарушил сроки направления мотивированного ответа.
  1. Подготовить иск, обратиться в суд. Заявление подаётся в инстанцию по месту жительства отправителя, либо по местонахождению почтового оператора. Вместе с требованием о возмещении материального ущерба заявитель вправе ходатайствовать о компенсации морального вреда. Если цена иска один миллион рублей не превышает, государственная пошлина не уплачивается.

Алгоритм действий при повреждении

  1. Вскрыть посылку в присутствии сотрудника почты, лучше, если это будет ещё до подписи о получении при подозрениях, вызванных нарушением упаковки. От вскрытия вообще можно отказаться, сделав об этом отметку на сопроводительном документе. Взвешивание посылки сотрудник почты делает обязательно, сравнивая соответствие заявленному весу.
  2. Составить акт на вскрытие. Если после вскрытия выяснилось, что содержимое повреждено, заменено или вообще отсутствует, сотрудник почты оформляет в четырёх экземплярах акт об этом. В нём ставят подписи руководитель, сотрудник и клиент. Один из экземпляров вместе с посылкой отдаётся адресату. Второй – руководителю отделения – отправителя, третий – остаётся в месте приёма, четвёртый – к остальным документам на посылку.

Акт является официальным основанием для взыскания компенсации материального ущерба и поведения внутренней проверки для установления причин возникновения происшедшего. Если содержимое в результате повреждения не пострадало, то она выдаётся адресату без составления акта.

Алгоритм действий по возмещению вреда, который был причинён в результате повреждения, аналогичен порядку при утере в п.2.

Приоритетное право на получение компенсации за вред, причинённый повреждением, есть у отправителя, но он вправе отказаться в пользу получателя, составив для этого заявление в отделении связи.

Размер выплаты

Если посылку найти не удалось, получатель вправе получить компенсацию в размере стоимости:

  • услуг пересылки;
  • почтового отправления, согласно указанной в квитанции стоимости содержимого.

Если вложение посылки имеет повреждения, то размер будет таким:

  • по стоимости испорченного товара согласно описи;
  • в соотношении процента испорченной части к общей стоимости – при отсутствии описи вложения.

При получении отправлений в отделении почты следует не терять бдительности, так как доказать, что содержимое утрачено, испорчено или заменено в ходе пересылки, если посылка уже получена и вскрыта за пределами заведения, будет практически невозможно. Проверить и убедиться, что всё доставлено, и сделано это в надлежащем виде рекомендуется сразу, и ещё до подписи о получении.

Важно! При отправлении посылки следует сохранять чек, делать его копию. Не пренебрегать объявлением ценности отправлений с описью вложения и страхованием.

© Автор статьи: юрист Константин Костюков
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: