Как обменять качественный товар

© Автор статьи: юрист Константин Костюков

Необходимость обменять товар, который просто не подошёл по каким-либо параметрам, возникает у многих покупателей. Такая возможность закреплена для всех в законе «о защите прав потребителей», но её период ограничен.

Законодательство разрешает обменять или вернуть качественный непродовольственный товар в четырнадцатидневный срок, но с условием, что он не попадает в категорию невозвратных или технически сложных. Перечни товаров, которые продавец не примет без дефектов или брака, содержится в Постановлениях Правительства № 55 от 1998 года; № 924 от 2011 года, и они довольно внушительны.  Права потребителя на обмен регламентируются ст. 502 ГК РФ и ст. 25 ЗЗПП.

Какие качественные товары не получится обменять

  • продовольственную продукцию;
  • нижнее бельё, чулочно-носочные изделия;
  • бытовую химию;
  • ювелирные украшения;
  • косметику и парфюмерию;
  • товары личной гигиены;
  • фармацевтическую продукцию;
  • мобильный телефоны, ноутбуки, автомобили и другие сложные технически товары.

Алгоритм действий при обмене качественного товара

1. Убедиться, что покупка попадает под категорию обмена. Она не внесена ни в один из перечней невозвратной продукции, соблюдены условия законодательства, в ней нет недостатков, дефекта, брака.

2. С момента покупки не прошло четырнадцати дней. Магазин может продлить этот срок, поэтому информацию лучше уточнить на консультации или в условиях соглашения.

3. Покупка не использовалась, сохранён её товарный вид. В наличии пломбы, ярлыки, инструкции. Имеются документы или иные доказательства приобретения именно у этого продавца. Отсутствие кассового чека не является основанием отказа в обмене, но магазин должен «узнать» свою продукцию.

4. Выяснить о наличии аналогичного товара, на который можно обменять приобретённый. Если в продаже он есть, обратиться с заявлением об обмене. Бланк, как правило, есть у продавца, при написании потребуется указать:

  • ФИО;
  • паспортные данные;
  • адрес;
  • контактный телефон;
  • наименование товара;
  • причина обмена;
  • просьба заменить на аналогичный.

Заявление лучше оформить в двух экземплярах, один из которых отдать продавцу под подпись с указанием даты и должности. В случае судебной перспективы такой документ может понадобиться. Но скорее всего, магазин беспрепятственно и в день обращения обменяет товар, так как заинтересован в покупателях. Если в наличии есть подобный.

Приложить к заявлению документацию, а также покупку, которую нужно обменять. Получение продавцом должно быть зафиксировано, например, в акте. Если магазин вообще не «идёт навстречу», отказывается принять заявление и совершить обмен, допускается  направить требование по почте с уведомлением и описью вложения.

5. При отсутствии аналогичного товара составить заявление на возврат средств или обмен при поступлении. Такие случаи не редкость, поэтому потребитель вправе отдать качественную продукцию обратно в магазин и получить назад свои деньги. Порядок действий будет таким же – к заявлению прикладываются документы, и товарного вида изделие. У продавца будет три дня на возврат денег способом, который укажет в заявлении покупатель.

Если клиент желает дождаться обмена при поступлении аналогичного варианта, то заключается соглашение, в котором указываются сведения:

  • ФИО покупателя;
  • наименование, юридический адрес продавца;
  • ФИО уполномоченного сотрудника;
  • обязательство продавца уведомить покупателя о поступлении нужного товара, способ связи.

Соглашение подписывается обеими сторонами, заверяется печатью, при наличии. Как только изделие поступит в продажу, магазин обязан об этом сообщить.

6. При отказе продавца выполнить законные требования об обмене, составляется претензия. Она оформляется в двух экземплярах, один из которых остаётся продавцу, второй с отметкой о получении хранится у покупателя. Если и претензию магазин отказывается принимать – она отправляется ему заказным письмом с уведомлением по почте. Бланки есть в открытом доступе.

Важно соблюсти правила по содержанию, составить её в деловом стиле, указать законность своих требований, ссылаясь на ст. 25 ЗЗПП. Указать в ней, что товар обменять законодательно допускается, сроки для этого не нарушены, товарный вид сохранён, а оснований для отказа у продавца не имеется. На рассмотрение претензии у магазина будет десять дней. Если по истечении этого срока ответа не поступило, требования не выполнены, следующим шагом будет – защита прав в суде.

7. Обращение в мировой суд. Исковые заявления такого характера редкость, так как чаще всего потребитель просит обязать продавца вернуть средства. В судебном процессе важно доказать, что просьба с требованием обмена имела место, срок этого обращения не нарушен, а покупка не была в потреблении и сохранила товарный вид. Приложить в качестве доказательств ответ на претензию либо уведомление о её доставке, иные материалы, подлежащие рассмотрению в процессе.

Советы покупателю

  • Покупателям следует знать, что в правилах возврата условий об упаковке нет. То есть, если она была повреждена при вскрытии, ссылаться на этот момент при отказе продавец не имеет права. Главное, чтобы содержимое оставалось в товарном виде.
  • Принести на обмен может не только покупатель, а любой другой человек, у которого находится покупка, и который выступает потребителем.
  • Отсутствие чека или несколько наименований в нём – не повод для отказа принимать или обменивать покупку.
  • Товар, приобретённый по акции или дисконтной карте, подлежит обмену на общих условиях.
  • Оплаченные дистанционно изделия обмениваются и возвращаются, но с применением иных правил и норм законодательства.

В судебном порядке помимо основного требования можно заявить о компенсации морального вреда, который также доказать документально.  Кроме того, по ходатайству истца можно взыскать с ответчика полностью или частично понесённые расходы, связанные с делом (почтовые, оплата работы представителя, другие).

© Автор статьи: юрист Константин Костюков
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: