Как вернуть некачественный товар

© Автор статьи: юрист Константин Костюков

Расторгнуть договор купли-продажи, если товар оказался некачественным вправе любой покупатель. Эта возможность закреплена законодательно и продавец не должен препятствовать правомерному требованию потребителя, а оформить возврат. Правовые отношения в этой области регулируются законом «О защите прав потребителей» (ЗЗПП), Гражданским кодексом РФ, иными нормативными актами.

Правами и обязанностями продавца в данном случае наделён также изготовитель или импортёр. Чтобы получить обратно деньги за некачественный товар, рекомендуется придерживаться определённого порядка действий.

Признаки некачественного товара

Если продукция имеет дефекты, брак или иные недостатки, она законодательно относится к некачественной.

Таким образом, вернуть её по указанному основанию можно при наличии следующих факторов:

  • неисправность, дефект возникли в процессе изготовления, а обнаружились при эксплуатации после приобретения;
  • продавец допустил повреждение при хранении или транспортировке;
  • характер брака исключает использование товара по назначению;
  • продукция не соответствует заявленным продавцом характеристикам, сертификации, отличается по артикулу;
  • вложение не имеет отношения к упаковке.

Алгоритм возврата

  1. Проверить, не истёк ли срок, в который можно предъявить требования в связи с недостатками товара. В соответствии с законодательством предъявлять претензии по качеству покупки и вернуть её на основании недостатков можно в период действия гарантийного срока (или срока годности). Если он производителем не установлен, то период ограничен двумя годами с момента совершения сделки. Более длительный период может быть установлен по договору купли-продажи или законом (ЗЗПП, Постановлением Правительства № 55).

При отсутствии срока гарантии, либо если он установлен до двух лет, а недостатки выявлены после его истечения, но до двух лет, оформить возврат допускается при наличии доказательств образования брака до передачи покупки продавцом покупателю, либо по причинам, проявившимся до этого момента.

Если товар попадает в перечень технически сложных (транспортные средства, мобильные телефоны, ноутбуки), то вернуть его можно до истечения 15-ти дневного периода.

За этим сроком только в случаях:

  • обнаружения существенного недостатка;
  • нарушения магазином сроков, в которые он должен был удалить недостатки;
  • устранения разнообразных дефектов, если их неоднократность привела к невозможности пользоваться покупкой дольше тридцати дней (в совокупности), в любой гарантийный год.
  1. Подготовить и отправить продавцу претензию. Документ оформляется в письменном виде, составляется в двух экземплярах. Форма законом допускается свободная. Но содержание должно отражать общеустановленные важные моменты:
  • контактная информация покупателя, его ФИО;
  • дата, место совершения купли-продажи;
  • наименование товара;
  • способ оплаты;
  • суть недостатков, обстоятельства и время их выявления;
  • ходатайство о расторжении сделки;
  • требование возврата уплаченных средств со ссылкой на законодательство;
  • перечень приложений при их наличии (копии платёжных документов).

На одном из экземпляров уполномоченное лицо делает отметку о получении – должность, подпись, дату, возвращает покупателю. Документ может быть впоследствии предоставлен в качестве доказательства в суде.

При отказе продавца принимать претензию её следует направить почтой заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Подтверждённый факт направления позволит в судебной инстанции доказать, что досудебный претензионный порядок был соблюдён.

  1. Вернуть товар в магазин. Некачественный товар возвращается в магазин, с документированием (по акту передачи) данной процедуры. Продавец обязан его принять, и при необходимости инициировать проведение экспертизы. При наличии спора она проводится за счёт магазина. Покупатель вправе присутствовать при проверке качества, и при несогласии с заключением эксперта оспорить его в судебном порядке.

Если в выводах исследования причиной недостатка будет указана вина покупателя, расходы по проведению экспертизы, хранения и транспортировки объекта он берёт на себя (п. 5 ст. 18 ЗЗПП).

  1. Получить свои средства. Срок рассмотрения претензии по возврату уплаченных за покупку некачественного товара денег составляет десять дней. При нарушении этого времени, а также связанных других сроков с продавца может быть взыскана неустойка в размере одного процента от стоимости товара за каждый день просрочки. Удерживать из возвращаемых средств какую-либо сумму, на которую повлияло частичное использование изделия, продавец не имеет права.

Таким образом, периоды возвращения средств зависят от обстоятельств:

  • 3 дня – при наличном расчёте, из кассы магазина;
  • 10 дней – на банковскую карту;
  • 20 дней – при проведении экспертизы;
  • 30 дней – на счёт банка.
  1. Обратиться в суд, если продавец отказался выполнить законные требования покупателя на возврат некачественной продукции.

При обращении в инстанцию с исковым заявлением о возврате выплаченных за некачественный товар средств, дополнительно можно потребовать от ответчика возмещения ущерба, причинённого в связи с покупкой у него бракованного изделия. А также разницу между ценой на момент купли-продажи и ценой при вынесении судом решения (п. 4 ст. 504 ГК РФ, п. 1ст 18, п. 4 ст. 24 ЗЗПП).

Потребитель также вправе истребовать с продавца компенсацию за моральный вред, полученный в результате незаконных действий ответчика (ст. 15 ЗЗПП).

Если в процессе законные требования покупателя были удовлетворены, то с продавца взыскивается штраф в размере 50% от подлежащей выплате покупателю суммы за выполнение своих обязанностей принудительно. А также полностью или частично компенсацию расходов, которые понесены потребителем по делу.

© Автор статьи: юрист Константин Костюков
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: