Как вернуть товар, купленный дистанционно

© Автор статьи: юрист Константин Костюков

Первым видом такой купли-продажи были посылочные отправления с предварительным выбором по каталогам. В настоящее время наиболее распространённый вид дистанционного приобретения товара – через интернет. Это предполагает для покупателя недостаточное информирование о продукции для окончательного решения. Покупка делается на основании описания, изображения, консультации. Поэтому такой способ приобретения законодательно вынесен в отдельную категорию.

Законодательство

Все товары, не указанные в перечне Постановления Правительства № 55 от 19.01.1998 года как невозвратные, на основании закона о защите прав потребителей (ЗЗПП) могут быть возвращены или обменяны в 14-дневный срок. Предметы, изделия или даже животные из указанного списка подлежат возврату только при дефектах, недостатках.

Невозвратные позиции при дистанционной купле-продаже

Товары, приобретённые дистанционно не попадают под действие Постановления правительства № 55. То есть, вернуть можно любую покупку, за исключением индивидуально исполненных изделий. Например, авторские украшения, сшитая одежда, изготовленная мебель. Поэтому, законодательно допускается вернуть дистанционную покупку даже такой категории, которая невозвратна при розничной сделке.

Дистанционный способ торговых отношений указан в ст. 26.1 ЗЗПП. Действует в правоотношениях, если покупатель – физическое лицо, а продавец юридическое или ИП. Это означает, что данное законодательство не «работает» при сделках между гражданами, например, торговой площадки «Авито».

Покупатель имеет право вернуть покупку, и процедура оформления прописывается продавцом на сайте магазина, с предупреждениями и инструкциями для клиента. Закон не делает чёткого алгоритма и оставляет определение порядка продавцу.

Распространённые причины возврата

  1. Получение бракованного товара. В данном случае не имеет значения – по чьей вине случилась неприятность, покупатель вправе вернуть потраченные деньги.
  2. Не подошёл размер, цвет не соответствует изображению на фотографии, а сам товар при этом качественный.
  3. Покупка потеряла актуальность, покупатель просто передумал.

Разница между розничной и дистанционной сделкой в части возврата будет заключаться в сроках и перечне невозвратных позиций.

Как вернуть любой дистанционный товар

Если товар оплачен ненадлежащего качества, покупатель вправе:

  • потребовать замены на аналогичный;
  • получить скидку;
  • заменить на иной, с перерасчётом стоимости;
  • получить ремонт или компенсацию за самостоятельное устранение поломки.

Продавец обязан предоставить информацию о продукции:

  • наименование;
  • характеристики, описание;
  • фотоизображение;
  • цену;
  • условия доставки;
  • порядок оплаты и сроки возврата (с учётом действующего законодательства период не может быть менее семи дней).

Некоторые продавцы увеличивают срок возврата для своих покупателей с целью привлечения на торговую площадку большего числа клиентов. Но если продавец совсем «забыл» указать период, то срок возрастает до трёх месяцев. До получения покупки от неё можно отказаться в любое время.

Порядок действий

  • Решить, какой будет результат – возврат денег или обмен. При этом нужно сохранить внешний вид изделия, упаковку, вложения, этикетки, комплектацию.
  • Заполнить заявление на возврат на сайте продавца или отправить претензию.
  • При проведении продавцом экспертизы, срок которой ограничен, дождаться её заключения (срок возврата продлевается). При наличии вины покупателя в повреждении товара, он должен компенсировать проведение исследования.
  • Получить от продавца и заполнить акт (или накладную) о возврате.
  • Отправить товар в интернет-магазин, не забывая составить опись.
  • Получить деньги.

Если магазин отказал покупателю в его законных требованиях, он вправе защищать права в судебном порядке, взыскав при этом с продавца компенсацию морального вреда.

Как возвращаются деньги покупателю

Продавец обязан вернуть деньги покупателю в течение десяти дней, независимо от качества возвращаемого товара. Расходы по доставке берёт на себя покупатель.

Варианты возврата:

  • безналичным способом – банковским переводом;
  • средствами из кассы;
  • почтовым переводом;
  • на электронный кошелёк.

Продавец уточняет способ возвращения денег у покупателя, и комиссию за перевод оплачивает сам. Взимать какие-либо дополнительные средства с клиента – незаконно и может быть обжаловано с участием Роспортебнадзора.

Какие документы могут понадобиться

Как и в случае приобретения продукции обычным способом, для возврата дистанционно купленного товара может понадобиться пакет документов:

  • претензия или заявление на возврат;
  • подтверждающие сделку документы (чек, счёт, электронный платёж и т.д.);
  • упаковка, полная комплектация;
  • акт с перечнем недостатков;
  • информационный лист с правилами возврата товара.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод – правила на возврат дистанционного купленного товара отличаются от применяемых при розничной продаже. Перечень невозвратной продукции отсутствует, а возврат допускается в течение семи дней, включая выходные и праздники.

При отсутствии информации от продавца о сроках – период длится три месяца. Покупатель получает деньги в течение десяти дней любым удобным способом. Чтобы доказать, что магазин не предупредил о сроках, вскрывать посылку с покупкой можно с ведением непрерывной видеозаписи. Это поможет потом доказать, что в упаковке отсутствовал лист – предупреждение, если семидневный срок упущен.

© Автор статьи: юрист Константин Костюков
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: