© Автор статьи: юрист Константин Костюков
Содержание:
Основные положения договорных отношений по купле-продаже регламентируются Законом «О защите прав потребителей» (ЗЗПП), с применением ГК РФ, УК РФ, иных нормативных актов. Сотовые телефоны не исключение, они тоже объекты таких правоотношений, хоть и технически сложные устройства. Существуют особенности при дистанционной (онлайн) покупке.
Что говорит закон
Обмен мобильного гаджета и возврат средств происходит по разным основаниям. В статье 25 ЗЗПП допускается возможность обмена любого непродовольственного товара в течение двух недель после дня приобретения. Если вещь сохранена в товарном виде. Основанием может быть желание покупателя вернуть предмет из-за расцветки, формы, комплектации, габаритов.
В то же время, данная статья содержит ссылку на перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату. Этот список установлен правительством в постановлении № 55. Телефон включён в перечень (п. 11) как технически сложный товар, на который установлен гарантийный срок.
В связи с этим, вернуть или обменять мобильный телефон просто потому, что он не понравился, не получится. Сделать это можно только при выявлении в устройстве недостатков. В соответствии со ст. 18 ЗЗПП срок этой процедуры ограничен пятнадцатью днями со дня передачи покупателю. По истечении периода применяются условия гарантийного обслуживания.
В каких случаях можно вернуть некачественный мобильный телефон
- в течение 15 дней, если в устройстве обнаружен любой недостаток;
- в превышающий 15 дней срок, если найден существенный недостаток.
Во втором случае, при выявлении во время экспертизы телефона недостатков, которые можно устранить, эта работа проводится в рамках гарантийного обслуживания. Продавец отправляет гаджет на ремонт, а покупателю предоставляет на это время аналогичный.
При дистанционном заказе на законных основаниях допускается возврат исправных товаров, в том числе мобильных телефонов в течение семи дней – после передачи продавцом, и в любое время до неё (ст. 26.1 ЗЗПП).
Сроки и основания возврата/обмена
Так, при желании покупателя отказаться от сделки и вернуть телефон, выясняется законность на это оснований.
Продавец обязан принять товар с недостатком в пятнадцатидневный период со дня покупки, либо с существенным недостатком после этого срока. Исключение – дистанционное приобретение.
Потребитель вправе:
- получить деньги и вернуть телефон;
- обменять на аналогичный по характеристикам;
- добиться скидки;
- отремонтировать бесплатно;
- совершить обмен на любой другой по стоимости, сделав перерасчёт.
К недостаткам телефона относят качества устройства, которые не позволят им пользоваться в той степени, которая была заявлена продавцом. Например: шумы микрофона, нерабочая камера или несоответствие функций настроек. Или любой другой заводской брак, независимо от процента утраченных потребительских свойств мобильного.
Продавец обязан
Соблюсти сроки по заявленному требованию покупателя:
- вернуть деньги – не позже десяти дней;
- заменить товар – в течение недели (при экспертизе – двадцать дней, при отсутствии аналога – месяца);
- отремонтировать – не дольше сорока пяти дней.
Алгоритм обмена и возврата
- Подготовить упаковку, инструкцию, чек, комплектацию.
Платёжный документ не является обязательным для сохранения и представления.
- Выйти на связь с продавцом, затребовать составление акта. Можно зафиксировать обращение видеосредствами.
- В случае отказа сотрудника магазина, препятствий с его стороны – составить об этом акт, в присутствии незаинтересованных лиц с пометкой о желании передать товар руководителю из-за некомпетентности продавца.
- Составить в двух экземплярах претензию с указанием в ней конкретного требования (возврата или обмена).
Документ подготавливается с определённым содержанием, образцы есть в свободном доступе. При отказе продавца её получить, она отправляется заказным письмом с уведомлением.
- Товар упаковывается, опечатывается, сотрудником магазина назначается экспертиза. Покупатель может при желании присутствовать при процедуре, о чём заранее указать в претензии. Допускается проведение независимого исследования за счёт потребителя.
- Дождаться заключения, при положительном ответе явиться за деньгами или товаром.
Можно ли вернуть телефон без уважительной причины
То есть – не понравился цвет, размер, меню и д.т., хотя дефекты технические недостатки отсутствуют. Можно и такой телефон вернуть, если:
- магазин дорожит репутацией и лояльно относится к покупателям;
- имеется договорённость;
- мобильный телефон оказался контрафактным;
- нет информации на товар.
Первые два основания только инициатива продавца, и не является его обязанностью. Лояльное отношение к покупателям встречается часто, при заранее достигнутой договорённости мобильный телефон могут принять обратно, если сохранён его товарный вид.
Проверить устройство на контрафактность можно по IMEI номеру, который присваивается всем легальным гаджетам.
Документация к телефону должна быть русифицированной. Отсутствие инструкции на русском языке – основание для возврата товара.
Если продавец отказывает
При несогласии продавца выполнять законные требования покупателя, последний за свой счёт инициирует экспертизу, на основании заключения которой обращается в суд.
Данная категория дел рассматривается мировым судом. В исковом заявлении, составленном в соответствии с требованиями ГПК РФ, указываются обстоятельства обращения, основания.
В качестве приложения к иску подаются документы, подтверждающие правоотношения между магазином и покупателем, доказательства (договор купли-продажи, накладная, чек, заключение эксперта, письменный ответ на претензию, другие).
Перед судом можно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор или прокуратуру, но окончательной инстанцией рассмотрения имущественного спора всё равно будет суд, поэтому чтобы не терять двухнедельный срок, стоит действовать активно.
© Автор статьи: юрист Константин Костюков