© Автор статьи: юрист Константин Костюков
Содержание:
Права потребителей защищаются законодательно на должном уровне. Например, у покупателя есть возможность вернуть новый товар в течение четырнадцати дней. Но сделать это допускается не всегда. В ряде случаев ограничивает перечень Постановления Правительства невозвратных товаров, в других – нормы закона «О защите прав потребителей».
Таким образом, если качественная покупка не подошла по размеру, цвету, фасону или другим параметрам, то возникает необходимость вернуть её или обменять. Тогда, перед тем, как обращаться к продавцу за расторжением договора купли-продажи, необходимо сначала изучить положения Постановления Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 года (в последней редакции от 16.05.2020 года).
Данный документ содержит список непродовольственных товаров, заменить или вернуть которые по указанным причинам невозможно. Продовольственные товары обмену и возврату не подлежат все.
Важно! С 1 января 2021 года Постановление Правительства № 55 утратило силу, но с 1 сентября 2020 года на рассмотрении находится новый законопроект на смену старому.
Список невозвратных товаров
В ходе анализа «старого» и «нового» перечней можно обнаружить, что они идентичны по содержанию и нумерации.
В них входят такие позиции:
- парфюмерия и косметика;
- бытовая мебель;
- животные;
- бельё, чулочно-носочные изделия, другие швейная и трикотажная продукция;
- гражданское оружие, боеприпасы к нему;
- гигиенические средства;
- книги, буклеты;
- транспортные средства;
- текстиль, стройматериалы;
- ювелирные изделия;
- фармацевтика и др.
Перечень невозвратных товаров исчерпывающий. В нём указан список качественной продукции, которую нельзя вернуть или обменять.
Но существуют причины и условия невозврата для позиций, не входящих в этот список:
- качественный товар использовался не по назначению, имеются признаки эксплуатации, товарный вид нарушен;
- отсутствуют пломбы, ярлыки.
Действие закона на магазины дистанционной продажи
Некоторые интернет-магазины диктуют своим потенциальным покупателям незаконные правила, при которых нельзя вернуть или обменять определённые вещи, в том числе из списка невозвратных.
Закон «О защите прав потребителей» и Постановление Правительства № 612 от 27.09.2007 года выносит дистанционно приобретённые покупки в отдельную законодательную позицию. Товары, купленные таким способом, не попадают под действие перечня невозвратных. То есть вернуть или обменять можно практически любую покупку, заказанную дистанционно.
Это связано с ограниченными возможностями покупателя при выборе изделия, которые дают ему сделать оценку только по фотоизображению, описанию или консультации. Онлайн-продавцы ссылаются на отсутствие у потребителя доказательств приобретения именно у них.
В качестве подтверждений можно использовать:
- товар – как прямое доказательство купли-продажи;
- смс-сообщения, уведомления с электронной почты, онлайн-чеки о списании средств с банковской карты, выписки со счёта;
- показания свидетелей (сотрудников почты, транспортной компании и т.д.).
Когда вернуть дистанционную покупку не получится
- если товар был доставлен курьером со вскрытой упаковкой, осмотрен покупателем, но не возвращён курьеру;
- приобретённая через интернет вещь заказывалась по индивидуальным параметрам клиента (мебель, одежда, ювелирные изделия).
Но и в этих случаях допускается вернуть «невозвратный» качественный товар, но в исключительных случаях, например, если получится доказать, что при вскрытии упаковки в присутствии курьера осмотреть полностью покупку не представилось возможным. Возможно – не позволил курьер.
Во втором случае получится вернуть вещь, если онлайн-продавец самовольно, без согласования с клиентом внёс изменения в продукцию, не учёл все параметры при заказе, выслал несоответствующее по виду изделие.
Можно ли вернуть или обменять уценённые товары
Товар подвергается уценке по разным причинам, которые, в свою очередь, влияют на действия с ними при желании оформить замену или возврат. Это может быть маркетинговый ход – акции, распродажи, либо дефекты, не влияющие на применение:
- брак всей поставки;
- некомплектность;
- механические повреждения;
- нарушение упаковки.
В соответствии с законодательством, товары, приобретённые со скидкой, подлежат возврату и обмену на общих основаниях. Исключение – письменное уведомление продавца об имеющихся конкретных недостатках, с которыми и соглашается покупатель, делая покупку по уменьшенной стоимости. Но и в этом случае можно вернуть покупку, если претензия будет по наличию иных недостатков, чем указал продавец.
© Автор статьи: юрист Константин Костюков