© Автор статьи: юрист Константин Костюков
Содержание:
Зачастую покупка делается, а потом необходимость в ней отпадает, или просто не подошёл цвет, размер или другие параметры. При этом сам товар качественный, без брака или дефектов. Вернуть не соответствующее по каким-либо признакам изделие законодательно разрешается, об этом «сообщает» закон «О защите прав потребителей», Гражданский кодекс РФ. Но срок такого действия ограничен.
Что «говорит» закон
Вернуть или обменять любой качественный товар в четырнадцати дневный срок (ст. 25 ЗЗПП) можно, если он:
- не внесён в перечень Постановления Правительства № 55 от 1998 года как невозвратный (нижнее и постельное бельё, бытовая химия, косметика и парфюмерия, товары личной гигиены, фармацевтическая продукция и т.д.);
- не содержится в перечне Постановления Правительства № 924 от 2019 года как технически сложный (автомобили, мобильные телефоны, ноутбуки);
- является непродовольственным.
Таким образом, законодательство защищает обе стороны, и при возврате качественного изделия должны быть соблюдены требования:
- возвращается в течение14 дней со дня покупки;
- сохранён товарный вид;
- в наличии ярлыки, пломбы и этикетки;
- не использовался покупателем.
Продавец предлагает покупателю совершить обмен, и при отсутствии альтернативного варианта возвращает за покупку деньги.
Рекомендуемый алгоритм действий при возврате качественного товара
- Убедиться, что товар не внесён в перечни невозвратных. Дефекты, брак отсутствуют, срок для возврата не упущен. Некоторые магазины принимают изделия и за 14-дневным сроком, этот момент лучше уточнить у продавца заблаговременно.
- Проверить ярлыки, комплектацию, внешний вид. Наличие товарного вида при возврате – обязательное условие, поэтому важно аккуратно относиться к покупке сразу. Отсутствие чека не является основанием отказа в приёме магазином.
- Обратиться к продавцу по месту приобретения товара или им указанному. Для этого придётся заполнить заявление, бланк которого есть в магазине. Сделать это целесообразно в двух экземплярах, один из которых отдать под подпись продавцу. Второй может пригодиться в случае судебного спора. В заявлении указываются данные покупателя, способ связи с ним, наименование предмета возврата, причина, требование вернуть денежные средства, так как на момент обращения аналогичного, но подходящего товара в продаже нет.
Приложить к заявлению копию платёжного документа (если он сохранился) и вернуть товар продавцу. Возврат должен быть документирован, например, актом приёма.
- Забрать денежные средства. Сообщить в заявлении способ возврата (наличные или перевод) денег и получить их не позднее трёх суток.
Возможные проблемы и их решение
1. Продавец отказывается выполнить законное требование и оформить возврат. Все условия соблюдены, основания имеются, срок позволяет, но магазин на контакт не идёт. В этой ситуации в двух экземплярах составляется претензия. На первом бланке продавцом делается отметка о получении документа, ставится дата. Срок рассмотрения составляет десять дней, и не может быть превышен. Покупатель дожидается ответа с причинами отказа, после чего обращается в суд.
Образцы претензии можно найти в интернете, заполнить документ с учётом своих данных. Если продавец и претензию отказывается принимать, она отправляется заказным письмом с описью вложения.
Исковое заявление подаётся по месту жительства (пребывания) покупателя, или по нахождению ответчика. Если стоимость иска до 50 000 рублей – это подсудность мирового суда, свыше – общей юрисдикции.
К заявлению прилагаются документальные доказательства правоотношений сторон – платёжные документы, ответ на претензию, либо уведомление о её получении, иные материалы, необходимость в которых возникнет в ходе рассмотрения.
От уплаты госпошлины по делам о защите прав потребителей истцы освобождаются, если цена иска не превышает 1 млн. рублей. Если иск стоит больше, то размер пошлины рассчитывается исходя из суммы.
Если требования истца в суде были удовлетворены, то продавец за принудительное выполнение своих обязанностей привлекается к штрафу в размере 50% от установленной к выплате суммы. Кроме этого, по ходатайству истца с ответчика может полностью или частично быть взыскана компенсация понесённых с делом расходов.
В дополнение к основному иску может быть заявлено требование о компенсации морального вреда, в случае, если он будет документально доказан.
2. Магазин не принимает товар без упаковки или она повреждена. Часть 1 ст. 25 закона «о защите прав потребителей» исчерпывающее даёт определение возвращаемого товара и приложений к нему. Упаковка не входит в перечень обязательной комплектации вообще. Поэтому отказ продавца принять покупку без упаковки будет незаконным. Как и без чека или другого платёжного документа.
3. Продавец отказывается возвращать деньги за качественный товар, приобретённый на распродаже. Зачастую это предупреждение магазин вывешивает в объявлении, но требование об этом незаконно. Такие товары подлежат обмену и возврату на общих основаниях. Исключением могут быть уценённые вещи из-за наличия в них брака или внешних повреждений, но не лишённые работоспособности. Покупатель уведомляется о причинах скидки, покупая такую вещь, соглашается с условиями покупки и вернуть по указанным недостаткам уже не сможет.
Важно! Качественные товары, которые были приобретены в кредит, вернуть можно по аналогичному порядку, но с участием кредитной организации. В этом случае расторгается не только договор купли-продажи, а ещё и банковский, а покупатель обязан выплатить успевшие «набежать» проценты.
Товары надлежащего качества, купленные дистанционно, можно вернуть почти все, поскольку на них не распространяется Постановление Правительства № 55 (исключение – эксклюзивные, индивидуальные изделия). Сроки в этом случае также другие.
© Автор статьи: юрист Константин Костюков